Моя гениальная подруга (L'amica geniale).

Сериал от НВО, продюсер Паоло Соррентино (в принципе на этом можно поставить точку)). Кто читал мой предобзор - не тратьте зря время, ничего нового я не скажу. После просмотра финальной серии, мое мнение осталось прежним – в этом сериале не только подруга гениальная, но и сам сериал заслуживает подобный эпитет. Это кино, как хороший роман, хочется поставить на полку на почетное место подальше от беллетристики и чтива.
А кто впервые читает о Моей гениальной подруге (L'amica geniale), расскажу о нем подробно.
В основу сюжета лег первый роман тетралогии "Неаполитанские рассказы" Элены Ферранте. Неспешный рассказ о непростой жизни и дружбе Элены "ЛенУ" Греко и Раффаэллы "ЛИлы" Черулло. Начались эти отношения еще в начальной школе. "Трепетная лань" Лену и "бесенок в юбке" Лила учились в одном классе. Лену, старательная и прилежная ученица, всегда была лучшей в классе. Однажды, на уроке итальянского языка, пока весь класс учился красиво и без клякс рисовать в прописи палочки и кружочки, Лила написала в прописи свои первые слова. Оказывается Лила самостоятельно научилась писать и читать...и с этого момента Лену стала номером два. Вот так и начались "отношения длиною в жизнь" двух девочек. Поначалу этот союз был по-детски безобиден и временами даже отчаянно походил на дружбу, но по мере взросления девчонок так называемая "дружба", превратилась в какую-то болезненную, местами маниакальную тягу одной девушки к другой. А с годами переросла в соперничество, со всем вытекающими.

Да, давненько я не писала обзоры в подобном формате – один обзор, один сериал. Эх, тряхну стариной). Начнем.
Положа руку на сердце, признаю, начало экранной истории тяжеловато, изобилует деталями, крупными планами, многозначительными паузами и многоточиями. Не уверена, что многим зрителям придется по вкусу эта неспешность, особенно тем, кто читал роман. От легкости и динамичности первоисточника не осталось и следа.
В первых эпизодах режиссер Саверио Костанцо (Голодные сердца) уделяет много времени и внимания окружению и среде в которой росли девочки. Он переносит нас в бедный квартал на окраине Неаполя середины прошлого века и погружает в суровую атмосферу быта и нравов, царивших в семьях работяг. На одной улице по соседству живут многодетные семьи сапожника, швейцара, бакалейщика, клерка и...мафиози. Ни одно событие не ускользнет от внимания любопытных соседей и становится достоянием всего квартала. Конфликты разрешаются жаркими спорами, отборной бранью, пощечинами, пинками и подзатыльниками. Здесь никто не следит за тоном, словами и поведением: отцы бьют жён и дочерей, стариков избивают ногами средь белого дня на улице прямо на глазах молчаливых соседей, ревнивые дамы бросают из окна цветочные горшки и утюги на головы соперницам, за плохое поведение отец запросто может выбросить дочь из окна...Однако, такое дотошное внимание к мелочам позволяет зрителю забыть что на дворе XXI век, окунуться в "сермяжную правду жизни" окраин Неаполя, стряхнуть с себя надоедливые сериальные новомодные тенденции и лучше понять "откуда ноги растут" у непростых отношений девочек.


Столь щепетильное внимание к нюансам – всегда было фирменной визитной карточкой Паоло Соррентино (Молодой Папа). Он постарался чтобы ни один "мазок" не нарушил общей гармонии рисунка, ни один "стежок" не выбился из гладкого полотна повествования. Взять хотя бы историю с идеей создания новой обуви, которую "никто еще не видел и не носил". "Новинка" должна отличаться от того, что носят женщины и мужчины в районе, где живут Лилу и Элена, но в то же время соответствовать стилю эпохи. Это должен был быть "прорыв, шик, стиль и удобство". Одним словом – итальянская обувь ручной работы. Костюмер сериала Антонелла Каннароцци обратилась за помощью к креативному директору Valentino Пьерпаоло Пиччоли, который порылся в архивах модного дома и на основе старых эскизов создал ту самую пару красно-коричневых роскошных штиблетов, а позже коллекцию дамской обуви. "Ну какая глупость, на кой так заморачиваться? Кто знает и помнит какую обувь носили в середине прошлого века?" - спросят многие. А у Паоло Соррентино не бывает глупостей и мелочей! Из "мелочей" он собирает фон, "фон" становится достойным и достоверным обрамлением истории, а сама история заставляет зрителя с придыханием следить за событиями, не отрываясь от экрана.
Но вернемся к сериалу. Уже к середине третьей серии, повествование заметно прибавляет темп. Лила и Лену выросли и превратились в очаровательных барышень.


Сюжет потихоньку начинает набирать обороты, и у обоих подруг в жизни начинают происходить "взрослые вещи". Взросление выводит отношения подруг на новый уровень.
В этот период и начинают появляться первые ростки соперничества. Лену учится в средней школе, а Лила работает в обувной мастерской своего отца, и, казалось бы, образование для нее закончилось. Ан нет, упрямая Лила продолжает заниматься самообразованием и частенько "утирает нос" отличнице Лену.
Признаюсь, киношная Элена-подросток меня немного смутила своей инфантильностью. Когда запоем читала роман, мне рисовался совершенно другой образ. И только к концу первого сезона экранная Элена стала отдаленно напоминать книжную героиню. Но это мое субъективное восприятие, сама же Элена Ферранте осталась очень довольна подбором актрис. Она практически не участвовала в адаптации сценария, лишь изредка посылала режиссёру письма с замечаниями, советами и рекомендациями. А про исполнительниц главных ролей она высказалась весьма лестно: "Юная Лила именно такая, какой я её и описала, а юная Элена в отдельных моментах очень похожа на ту женщину, которой станет в будущем". Ей виднее. Возможно для полного раскрытия характера Элены, действительно, должно пройти время. А вот Лила, с первых кадров, как со страниц книги сошла).

С нетерпением жду второй сезон.
Не буду призывать вас бросить все дела и прильнуть к экранам. Я лишь рекомендую - не пропустите. Я давно занимаюсь сериалами, и из личного опыта скажу - нечасто встретишь фильм, где цензоры и зрители столь единодушны! Моя гениальная подруга и тех, и других сразила "наповал"). Впервые за долгое время встречаю проект, где громкие обещания создателей сериала превзошли даже самые завышенные ожидания зрителя. Браво! Нет ни так – BRAVISSIMO!
P.S. И даже о неаполитанском диалекте итальянского языка не забыли.
Страна: Италия, США.
Год: 2018.

интересно? -подпишись.
анонсы в